Вы здесь: gamestart.ru » Обзоры игр » ОБЗОР: Gunship!

ОБЗОР: Gunship!

Андрей «Хорнет» Ламтюгов

 Разработчик  Microprose
 Издатель  Microprose
 Жанр  авиасимулятор
 Системные требования  Pentium 166, 32 MB RAM
 Рекомендуется  Pentium II, 128 MB RAM

С сильным акцентом

Когда говоришь о Gunship!, то нельзя сказать что-нибудь вроде “до безобразия оригинально” – поскольку действительно уникальных моментов в игре не так уж и много. Тем не менее, с его выходом общественность встала в классическую позу “Не ждали”. Немая сцена длилась несколько мгновений, после чего народы закричали. И кричали явно не от удовольствия. Для примера скажем, что одно из самых мягких определений в адрес нового детища MicroProse звучало как “воздушный Quake”.

Там еще много чего было сказано.

И все это, конечно же, неправильно.

Отвечаем на оскорбления

Напомним вновь, что в этом году разом вышли аж три боевых вертолетных симулятора – и ни в одном из них не обошлось без участия российских машин. И в этой краснозвездной троице Gunship! стоит, скажем сразу, не на последнем месте.

Негодование было спровоцировано весьма своеобразным обстоятельством. Дело в том, что разработчики сделали то, что можно назвать “резким акцентированием”. Попросту говоря, создавая это дело, они забили почти на все, за исключением имитации реальной вертолетной тактики и создания единого поля боя. Тут, как я чувствую, не обойтись без подробных объяснений.

Итак, реальная тактика. Вертолет – штука очень медленная и невысоко летающая. Это делает его идеальной целью для вражеской наземной ПВО. А потому летать надо очень низко, дабы иметь возможность в любой момент нырнуть за какое-нибудь укрытие – холм, деревья или здание. Само собой, надо еще, чтобы в игре были такие укрытия.

И все это присутствует там в полном объеме. С одной стороны, вражеская ПВО оттягивается на полную катушку: по вам лупят все, кто только может. Вплоть до танков, которые способны засадить из пушки кумулятивно-осколочным (если “Абрамс”) или осколочно-фугасным (если что-то из наших изделий). Эффект всегда потрясающий.

С другой стороны, естественных преград там более, чем достаточно. Что поразило меня больше всего – в Gunship! можно летать по лесу. Конечно, каждое дерево отдельно авторы рисовать не стали, но даже группы деревьев в составе одного спрайта производят отличное впечатление. Их еще и нарисовали хорошо: издали лес вообще смотрится как настоящий, а вблизи, хотя вся изнанка этого великолепия и вылезает наружу, впечатление все равно не портится. Разумеется, только этим все не исчерпывается; и домики, и просто складки местности – к вашим услугам.

Резюме: именно этот симулятор наиболее жестко требует следовать реальной тактике. Здесь вертолет в небе абсолютно беззащитен. Настолько беззащитен, что некоторые миссии могут закончиться в первые пятнадцать секунд. Хлоп – и нету вас.

Акцент номер два: единое поле боя. Тут подробный рассказ придется начать с печальных новостей. Дело в том, что MicroProse планировала выпустить еще и танковый симулятор под названием Tank Platoon!, который должен был стыковаться с Gunship! в режиме multiplayer. К огромному сожалению, этот проект был закрыт. Представитель MicroProse по этому поводу заметил, что освободившиеся ресурсы перебрасываются на разработку игр для PSX2 и X-Box. Гадство – все, что я могу сказать по этому поводу.

Итак, танковому симулятору уже не придется подключаться к единому полю боя. Но оно все равно уже создано. И, надо сказать, производит впечатление. Иногда кажется, что ваш вертолет слегка брошен на произвол судьбы: дерутся между собою, артиллерия молотит по указанным целям, пехотинцы держат оборону или, напротив, атакуют – а вы парите над всем этим, даже не имея конкретной задачи. Точнее, задача-то есть, но в каждой миссии она ставится всем вашим силам сразу. Ваше дело – посильное участие: там парочку танков подстрелил, здесь прошелся НУРСами по вражеской пехоте… ну и так далее.

И опять же: выглядит это все хорошо. Атмосферно так. На уровне голливудского блокбастера – все горит, взрывается, в эфире непрерывно идут радиопереговоры. Как я уже говорил, там можно играть и за наших – тогда говорить будут на русском, причем довольно грамотно с точки зрения терминологии.

Нечто подобное было и в Comanche Hokum, но здесь все выглядит во-первых, гораздо яростней – за счет того, что поле боя гораздо меньше по размерам, а потому вместо многих мелких стычек мы имеем одну хорошую мясорубку, а во-вторых, опять же, из-за сжатости происходящего по размерам, стратегический AI действует гораздо более толково.

Если, опять же, сравнить друг с другом эти три игры, то мы увидим вот что. Каждая из них пытается в той или иной степени создать стратегическую картину происходящего – с тем, чтобы геймер получил в ней некоторую небольшую роль. Так вот, именно у Gunship! это получается лучше всего.

Кстати сказать, именно отсюда растут ноги вышеописанной свирепости врага по отношению к вам. Мы-то привыкли чувствовать себя боссами – хоть и не всесильными, но все же. А здесь чья-либо исключительность абсолютно не котируется. Поскольку предполагалось, что в перспективе каждый враждебный юнит будет управляться живым человечком.

Так вот. Для достижения этих вещей разработчики кое-чем и пожертвовали. Сейчас мы обсудим и эти жертвы.

В чем правы злопыхатели

В том, что касается летной модели, авионики и, в некоторой степени, оружия. В этом отношении все три вертолета практически одинаковы. Летают они очень похоже. Авионика упрощена до предела. К примеру, “Лонгбоу” и Ми-28Н оснащены радарами – и у этих радаров даже не надо переключать режимы. О “живой кабине” (там, где кнопки на приборной доске надо мышью нажимать) – неотъемлемой части почти каждого современного хардкорного симулятора – можно забыть. Поскольку нажимать в Gunship! не на что. По крайней мере, нет таких проблем, которые нельзя было бы решить с помощью клавиатуры.

Есть и еще один моментик. Отсутствие взлетов и посадок. Это, к сожалению, было необходимо. Дело в том, что если базировать вертолеты на реалистичном удалении от линии фронта, то им придется лететь до цели битых полчаса. За такое время живые танкисты (которых, как стало теперь ясно, уже не будет) уже успели бы решить все свои проблемы самостоятельно. Если же выстроить базу как-нибудь поближе, то ее моментально сотрет в порошок вражеская артиллерия. Поэтому приходится начинать и заканчивать миссию уже в воздухе.

Вот такие упрощенности с условностями и привели к выводу об аркадности. И опять же – мнение это неправильное. Там, конечно, все относительно просто, но на приключения морпеха с шотганом непохоже абсолютно. То, что мы ведем боевой вертолет, ощущается сразу.

И, коротко, о…

Как и любая хорошая игра, Gunship! обладает массой других возможностей. К примеру, можно занять место огневого оператора. Надо сказать, что тут оператор и пилот довольно жестко разделены – каждый выполняет именно свою часть работы. Напомню, что в тех играх, где должность оператора моделировалась (Longbow, Longbow 2, Apache Havoc, Comanche Hokum) их функции довольно хитрым образом смешивались, что было, разумеется, неправильно.

Можно сказать еще пару слов о кампании (она полудинамическая, на сегодняшний день такой подход считается оптимальным). Наверное, стоило бы поговорить о ваших подчиненных (есть такие, каждый со своим постепенно растущим уровнем мастерства). И наконец, нельзя говорить о Gunship!, не упомянув остальные имена его предшественников, во многом сформировавших сам жанр вертолетных симуляторов – речь идет о старом Gunship и его продолжении Gunship 2000. Возвращаясь к народным воплям, отметим – многие тогда кричали, что династия опозорена. Да ничего подобного.

Но пора нам и закругляться. Так вот, Gunship! – очень хорошая игра. Возможно, это – игра будущего.

Конечно, если допустить, что у хардкорных авиасимуляторов вообще есть будущее.