Андрей «Хорнет» Ламтюгов
Разработчик | Razorworks |
Издатель | Empire Interactive |
Локализация | Nival Interactive |
Жанр | авиасимулятор |
Системные требования | Pentium 166, 32 MB RAM |
Рекомендуется | Pentium II, 128 MB RAM |
Теперь их четверо…
Свершилось небывалое. Нам подарили сразу три симулятора ударных вертолетов. Причем во всех трех видную роль играла советская, она же российская техника – поскольку там ее можно пилотировать. Мало того, с концептуальной точки зрения вся троица жила по своим особенным законам, напрочь игнорируя заветы дедушки Longbow 2. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что такая самостийность пошла всем трем авиасимам только на пользу – каждый из них мог похвастаться чем-то оригинальным.
Для Ka-52 Team Alligator от Simis этим "чем-то" была уникальная, хотя и несколько криво выполненная система работы с командой ваших подчиненных (честно говоря, там все было кривовато). Gunship! от Microprose предлагал очень изящно оформленное единое поле боя. Они хотели пристегнуть к этому еще и танковый симулятор, но к сожалению, разработка Tank Platoon! была прекращена.
И только третий соплеменник с хитрым именем Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. Ka-52 Hokum, сработанный фирмой Razorworks, не предлагал практически ничего из того, что мы не видели раньше.
И при этом он является лучшим из всей троицы.
Но обо всем по порядку.
«Нивал», мануал и старые добрые…Скажем пару слов о нашей локализации этой игры. Локализовывал «Нивал»; в его переводе название звучит как «Разорванное небо: Ка-52 против «Команча». Ну что тут скажешь? Сделали с душой. Особенно хотелось бы отметить руководство. Оно, конечно, стало тоньше ровно в пять с половиной раз (в оригинале это была книга сантиметровой толщины, при переводе она сократилась до тоненькой брошюрки), но то, что осталось, переводилось тщательно. По крайней мере, с точки зрения специальной терминологии. Приятно, что мы не увидим в keychart под клавишами, завязанными на педали кретинских подписей «нос влево – нос вправо». С Longbow 2 в аналогичной ситуации было именно так.
И вот еще что. Вообще говоря, EECH – это сиквел. Точнее, дальнейшее развитие другого вертолетного симулятора Razorworks, увидевшего свет в самом конце 1998 года – Enemy Engaged: Apache vs. Havoc. И обе эти вещи совместимы. Попросту говоря, к EECH можно подключить кампании EEAH и его вертолеты. В результате получаем шесть кампаний и четыре машины: «Лонгбоу», «Команч», Ми-28Н и Ка-52. Что не может не радовать.
Кстати, о машинах.
Управляющие воздействияПоявилась в индустрии такая тенденция – все упрощать. Мало кто открыто признается в работе на широкие массы и клепании попсы; как правило, разработчики утверждают, что собираются чего-то там добиться ценой «упрощения процедур». Сейчас, к примеру, модно добиваться динамического окружения.
К счастью, династия, к которой принадлежит EECH, началась еще до того, как распространилась подобная позорная практика. А потому мы имеем дело с достоверной имитацией ударного вертолета, летная модель которого была одобрена настоящими вертолетчиками, оружие изображалось на основе всей доступной открытой информации, ну а управление… Перечень управляющих воздействий с клавиатуры занимает несколько страниц рукводства; всего их там – я посчитал – 202 штуки. Такие дела.
Не знаю, кому как – а мне такой подход нравится. Люблю, когда в дождь надо включать "дворники". Правда, "дворники" есть только на Ка-52. На "Команче" они нарушали бы стелсовскую геометрию, а потому капли с лобового стекла там сдуваются специальной системой.
Давно, кстати, хотел заметить вот что. Мне приходилось встречать людей, которые в такой ситуации тут же начинают стонать что-то типа: "Когда-я-весь-из-себя-усталый-прихожу-с-работы-у-меня-уже-нет-сил-заучивать-это-все…". Так вот, заучивать ничего не надо. Надо играть. И все запоминается само. Эта детальность тоже выгодно отличает EECH от Team Alligator и Gunship! – поскольку их зараза попсовости не миновала.
Вообще же подобный подход порождает массу нюансов в геймплее, нюансов, относящихся как к пилотированию, так и к применению оружия. К сожалению, здесь невозможно обсудить даже их малую часть. Никакого места не хватит.
Насколько сложно все это освоить – так, чтобы более-менее нормально воевать хотя бы на самом легком уровне? Я бы не сказал, что очень уж тяжело. Все-таки, там все довольно логично.
Лучше, чем в…За основу разработчики взяли графический движок EEAH. Надо сказать, что даже сейчас он смотрится не так уж плохо – благо за истекшие полтора года ничего особо революционного в нашем деле не стряслось. Но улучшения, кончно, были сделаны.
И в первую очередь это человечки – и те, которые сидят в кабинах, и те, которые бегают по земле с автоматами и ПЗРК. Скриншоты с ними я демонстрировал знакомым специалистам по 3D-шутерам. Казалось бы, здесь, как в любом нормальном авиасимуляторе, на первом месте должны стоять вертолеты, самолеты и танки. Но специалисты, тем не менее, оставались довольны, а иногда даже завидовали.
Рельеф местности. По сравнению с Gunship!, конечно, выглядит грубее. Отдельно стоящих домов заметно меньше, а деревья вообще не прослеживаются. К сожалению, для вертолетного симулятора это больше, чем вопрос простой эстетики; дело в том, что ударные вертолеты используют такие объекты в качестве укрытий. Впрочем, это компенсируется тем, что поле боя в EECH существенно больше по размерам.
В целом же все получилось хорошо. Смотреть приятно, глаз ничего не режет…
Со звуком примерно та же история. Вообще, существует очень немного авиасимов, в которых именно звук бьет наповал. В этом отношении EECH стандартен: все незаметно, поскольку правильно и к месту.
За кадромВообще об этой штучке можно рассказывать очень долго. Отдельного повествования, к примеру, заслуживает система кампаний. Кампании здесь полностью динамичские, идущие в реальном времени. Выглядит это так: на поле боя орудует примерно пара тысяч юнитов, которыми командуют два враждебных стратегических AI, а мы на своем вертолете принимаем в этом посильное участие. Сейчас такая концепция постепенно выходит из моды (о причинах этого можно написать отдельный материал), но в EECH она смотрится очень неплохо. Как и все остальное, впрочем. Вот вам, кстати, и вышеупомянутое динамическое окружение, ради моделирования которого в Gunship! были изуродованы летная модель и авионика, а в Team Alligator, как мне показалось – так и просто все, что было.
Но объемы материалов ограничены, а потому настало время резюмировать. Так вот. Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. Ka-52 Hokum – отличная вещь. Пожалуй, это последний хардкорный симулятор, в котором, если можно так сказать, акцент был сделан сразу на всем. Напомню, что два его соседа подвергались всяческим упрощениям под надуманными предлогами.
Именно поэтому он и оказался лучшим из тройки.
Так что – вперед, в бой. На любом из четырех вертолетов. Поскольку «Лонгбоу» и Ми-28Н подключить, конечно, надо. Для достижения максимума впечатлений.