Вы здесь: gamestart.ru » Обзоры игр » ОБЗОР: Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. Ka-52 Hokum

ОБЗОР: Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. Ka-52 Hokum

Андрей «Хорнет» Ламтюгов

 Разработчик   Razorworks
 Издатель  Empire Interactive
 Локализация  Nival Interactive
 Жанр  авиасимулятор
 Системные требования  Pentium 166, 32 MB RAM
 Рекомендуется  Pentium II, 128 MB RAM

Теперь их четверо…

Свершилось небывалое. Нам подарили сразу три симулятора ударных вертолетов. Причем во всех трех видную роль играла советская, она же российская техника – поскольку там ее можно пилотировать. Мало того, с концептуальной точки зрения вся троица жила по своим особенным законам, напрочь игнорируя заветы дедушки Longbow 2. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что такая самостийность пошла всем трем авиасимам только на пользу – каждый из них мог похвастаться чем-то оригинальным.

Для Ka-52 Team Alligator от Simis этим "чем-то" была уникальная, хотя и несколько криво выполненная система работы с командой ваших подчиненных (честно говоря, там все было кривовато). Gunship! от Microprose предлагал очень изящно оформленное единое поле боя. Они хотели пристегнуть к этому еще и танковый симулятор, но к сожалению, разработка Tank Platoon! была прекращена.

И только третий соплеменник с хитрым именем Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. Ka-52 Hokum, сработанный фирмой Razorworks, не предлагал практически ничего из того, что мы не видели раньше.

И при этом он является лучшим из всей троицы.

Но обо всем по порядку.

«Нивал», мануал и старые добрые…

Скажем пару слов о нашей локализации этой игры. Локализовывал «Нивал»; в его переводе название звучит как «Разорванное небо: Ка-52 против «Команча». Ну что тут скажешь? Сделали с душой. Особенно хотелось бы отметить руководство. Оно, конечно, стало тоньше ровно в пять с половиной раз (в оригинале это была книга сантиметровой толщины, при переводе она сократилась до тоненькой брошюрки), но то, что осталось, переводилось тщательно. По крайней мере, с точки зрения специальной терминологии. Приятно, что мы не увидим в keychart под клавишами, завязанными на педали кретинских подписей «нос влево – нос вправо». С Longbow 2 в аналогичной ситуации было именно так.

И вот еще что. Вообще говоря, EECH – это сиквел. Точнее, дальнейшее развитие другого вертолетного симулятора Razorworks, увидевшего свет в самом конце 1998 года – Enemy Engaged: Apache vs. Havoc. И обе эти вещи совместимы. Попросту говоря, к EECH можно подключить кампании EEAH и его вертолеты. В результате получаем шесть кампаний и четыре машины: «Лонгбоу», «Команч», Ми-28Н и Ка-52. Что не может не радовать.

Кстати, о машинах.

Управляющие воздействия

Появилась в индустрии такая тенденция – все упрощать. Мало кто открыто признается в работе на широкие массы и клепании попсы; как правило, разработчики утверждают, что собираются чего-то там добиться ценой «упрощения процедур». Сейчас, к примеру, модно добиваться динамического окружения.

К счастью, династия, к которой принадлежит EECH, началась еще до того, как распространилась подобная позорная практика. А потому мы имеем дело с достоверной имитацией ударного вертолета, летная модель которого была одобрена настоящими вертолетчиками, оружие изображалось на основе всей доступной открытой информации, ну а управление… Перечень управляющих воздействий с клавиатуры занимает несколько страниц рукводства; всего их там – я посчитал – 202 штуки. Такие дела.

Не знаю, кому как – а мне такой подход нравится. Люблю, когда в дождь надо включать "дворники". Правда, "дворники" есть только на Ка-52. На "Команче" они нарушали бы стелсовскую геометрию, а потому капли с лобового стекла там сдуваются специальной системой.

Давно, кстати, хотел заметить вот что. Мне приходилось встречать людей, которые в такой ситуации тут же начинают стонать что-то типа: "Когда-я-весь-из-себя-усталый-прихожу-с-работы-у-меня-уже-нет-сил-заучивать-это-все…". Так вот, заучивать ничего не надо. Надо играть. И все запоминается само. Эта детальность тоже выгодно отличает EECH от Team Alligator и Gunship! – поскольку их зараза попсовости не миновала.

Вообще же подобный подход порождает массу нюансов в геймплее, нюансов, относящихся как к пилотированию, так и к применению оружия. К сожалению, здесь невозможно обсудить даже их малую часть. Никакого места не хватит.

Насколько сложно все это освоить – так, чтобы более-менее нормально воевать хотя бы на самом легком уровне? Я бы не сказал, что очень уж тяжело. Все-таки, там все довольно логично.

Лучше, чем в…

За основу разработчики взяли графический движок EEAH. Надо сказать, что даже сейчас он смотрится не так уж плохо – благо за истекшие полтора года ничего особо революционного в нашем деле не стряслось. Но улучшения, кончно, были сделаны.

И в первую очередь это человечки – и те, которые сидят в кабинах, и те, которые бегают по земле с автоматами и ПЗРК. Скриншоты с ними я демонстрировал знакомым специалистам по 3D-шутерам. Казалось бы, здесь, как в любом нормальном авиасимуляторе, на первом месте должны стоять вертолеты, самолеты и танки. Но специалисты, тем не менее, оставались довольны, а иногда даже завидовали.

Рельеф местности. По сравнению с Gunship!, конечно, выглядит грубее. Отдельно стоящих домов заметно меньше, а деревья вообще не прослеживаются. К сожалению, для вертолетного симулятора это больше, чем вопрос простой эстетики; дело в том, что ударные вертолеты используют такие объекты в качестве укрытий. Впрочем, это компенсируется тем, что поле боя в EECH существенно больше по размерам.

В целом же все получилось хорошо. Смотреть приятно, глаз ничего не режет…

Со звуком примерно та же история. Вообще, существует очень немного авиасимов, в которых именно звук бьет наповал. В этом отношении EECH стандартен: все незаметно, поскольку правильно и к месту.

За кадром

Вообще об этой штучке можно рассказывать очень долго. Отдельного повествования, к примеру, заслуживает система кампаний. Кампании здесь полностью динамичские, идущие в реальном времени. Выглядит это так: на поле боя орудует примерно пара тысяч юнитов, которыми командуют два враждебных стратегических AI, а мы на своем вертолете принимаем в этом посильное участие. Сейчас такая концепция постепенно выходит из моды (о причинах этого можно написать отдельный материал), но в EECH она смотрится очень неплохо. Как и все остальное, впрочем. Вот вам, кстати, и вышеупомянутое динамическое окружение, ради моделирования которого в Gunship! были изуродованы летная модель и авионика, а в Team Alligator, как мне показалось – так и просто все, что было.

Но объемы материалов ограничены, а потому настало время резюмировать. Так вот. Enemy Engaged: RAH-66 Comanche vs. Ka-52 Hokum – отличная вещь. Пожалуй, это последний хардкорный симулятор, в котором, если можно так сказать, акцент был сделан сразу на всем. Напомню, что два его соседа подвергались всяческим упрощениям под надуманными предлогами.

Именно поэтому он и оказался лучшим из тройки.

Так что – вперед, в бой. На любом из четырех вертолетов. Поскольку «Лонгбоу» и Ми-28Н подключить, конечно, надо. Для достижения максимума впечатлений.