Вы здесь: gamestart.ru » Обзоры игр » ОБЗОР: Затерянный Мир

ОБЗОР: Затерянный Мир

Андрей Трумен

ОБЗОР: Затерянный мир

 Локализатор  Snowball
 Российский издатель  1C
 Жанр  Ложка RTS в бочке Settlers
 Системные требования  Pentium 233, 32Mb RAM

Знаменитейший скриншот, но табличка с мессаджом надежно отличает его от десятков подобных

Сразу уточню: какими бы не были впечатления от собственно игры, Snowball не схалтурил. Никаких "Стайлусов", арфаграчиеских ашибок, патолоанатомических очепяток. Скажу больше: обошлось без "Караоке". Озвучка, не в пример некоторым, мелодична без педофильских интонаций, а персонажи не гнусявят голосами запойных алкоголиков.
В процессе локализации исходный код переписали и оптимизировали вплоть до полного "обезбаживания". Говорят, наша - самая стабильная версия из всех локализовано-мировых. Верю.
Пухленький мануаль вложен в миловидную коробку вместе с фирменной футболкой (редактор зажал, гадина - прим. автора). Еще бы коврик для мыши - и коллекционное издание...

При этом сами Die Volkers (немецкое название обусловлено местом рождения) остались прежними.

Значит - увы.

История этой локализации (не путать с историей игры) началась в далеком 199-каком-то, одновременно с выходом Settlers 2 и уходом программиста и художника Blue Byte на вольные хлеба. Ребята, недовольные планами компании относительно будущего серии, решили ваять Settlers'ов собственных.
В "Я сама" они играли на протяжении двух, без малого, лет, скрещивая экономику "S" с моднющим тогда RTS во всем его многообразии юнитов, формаций и тактик - и у них получилось. Гибрид прозвали "Knight and Merchants" и реализовали вполне приличным тиражом.

Реализовали в том числе и в России: процветающий докризисный Snowball выпустил локализацию ("Война и Мир") одновременно с оригиналом, успев срубить неплохие, видимо, деньги. Настолько неплохие, что год спустя приобрел права на перевод и издание других "псевдосеттлеров", не отличавшихся на сей раз ни новациями, ни играбельностью, ни именитой девелоперской командой. Псевдосеттлеров, менявших названия, как перчатки, и набивших оскомину многочисленными пиратскими релизами. Die Volker, Alien Nations, "Народы", "Работяги" - это все они. С недавних пор - и "Затеряный мир" тоже. Но под любым соусом - безнадежное "псевдо".

Мэрия подозрительно похожа на церквушку: кажется, купола дорисовывали уже у нас...

Остановимся. Я, старый сеттлеровод, завожусь и начинаю говорить громкие слова уже сейчас. Потому что я - старый сеттлеровод. Я не хочу ввести в заблуждение тех, кто только начинает геймерский путь: "Затерянный мир" - хорошая, красивая, грамотно локализованная, очень симпатичная игра. Которая преподаст азы RTS массе российских пользователей. На самом деле.

Весь дальнейший текст предназначается только тем, кто играл в Settlers'ов - и не может не сравнивать. Никак не может.

Все отличия "Затерянного мира" от Die Volker, равно как и все самое необходимое, важное, нужное, забавное и нелепое о "Мире" можно найти еще в "руководстве пользователя". Этот журналоподобный буклет с одной стороны повергает в шок своими шутками, заботливо отмеченными смайликами (действие аналогично культовому "лопата"), с другой стороны - качественным описанием процесса от и до. Прелагаемые 80 страниц включая рекламу - настоящая Библия начинающего мирянина. Так что, разрешите, цитатами.

"В первую очередь, "Затеряный Мир" - это строительно-экономическая стратегия". "Большую часть игры вы будете проводить в планировании собственного города, развитии экономики и в исследовании новых технологий."
"...три непохожие друг на друга расы..." - первые страницы не предвещает ничего плохого. Расы действительно непохожи внешне, но до последнего домика копируют друг друга по сути, городок действительно долго и нудно отстраивается на ядовито-зеленых холмиках (рельеф) в пределах заботливо очерченной кольцом синих (пластмассовых?) пупырышков территории и проч. и проч. и проч.

Синенький пунктирчик на зеленой травке... С чем еще его можно спутать?

Отличия от "Сетлеров" проявляются по капле, в мелочах, когда обнаруживается, что домики для пополнения численности приходится строить десятками, т.к. в каждом живет ровно три индивидуума, а каменотесы могут работать и без собственной избушки, но сперва их придется обучать ремеслу в университете.

Дальше нововведения нарастают как снежный ком.

"Доходы Вашего города формируются за счет налогов, которые платят жители...". Тонкий и возвышенный "бартерный" мирок Сетлеров грубо искалечен финансами. Каждый житель платит налоги, расходуемые на обучение, содержание зданий, исследование новых - фактически, на все. Через полчаса монеты оказываются главным и самым важным ресурсом - все остальное можно банально купить.

"Если у Вашего народа есть потребности, которые вы не в состоянии удовлетворить...", то работать народ перестает. Не совсем, но производительность падает ощутимо. Как в жизни. Так что все время строим, строим, строим. Газетный киоск следом за таверной, библиотеку - за цирком. Для самых злостных потребителей сооружаем полицейский участок. Кстати, потребности легко удовлетворяются финансовым стимулированием. Деньги - это наше все.

Рядовых хибар кот наплакал - поселение только строится

"Заняться дипломатией вы можете только в том случае, если у Вас есть посольство...". Заключать перемирие и мир - занятие муторное и ненадежное. Дипломат лично шлепает через всю карту с предложением о пакте, иногда - не один раз, приходится подождать. Но закончить игру в счастливом альянсе не удается, и экс-партнеров приходится мочить. Впрочем, обычно они успевают подсуетиться первыми, и...

"...Дело доходит до открытой войны...", в которой участвуют охотники-зверобои, полицейские и воспитанные в казармах вояки. Все - на равных. Они умеют запоминать маршрут, накапливать опыт, жаль, только, формации не освоили.

Но и без формаций "Затеряный Мир" уже к сороковой странице/минуте быстро и методично вырождается в презренный реалтайм, в котором стратегический элемент отсутствует напрочь. "Так не бывает!" - скажете вы. "Такого не выпускают и наград (есть, много), пусть национального масштаба, не дают!". Бывает. Часами мы строим, изучаем, апгрейдимся, добываем - развитие неотвратимо. Часами мы готовимся к уничтожению. Но вожделенный миг сводится к формуле "выделил-щелкнул", где нас щелкают быстрее и опытнее и еще ДО момента нашей полной боеготовности. Враги беспощадны, а AI развивается оптимальным образом. Тоже, кажется, цитата...

Разбирать по полочкам все "несетлеровское" скучно и утомительно.

Тоже на русском

Так или иначе, у всего этого безобразия есть неоспоримый плюс. От Владивостока до Бреста ЭТО будет понятно всем. Подробный тутториал ликвидирует последние дыры, оставшиеся после мануала. Перед миссией вам заботливо расскажут, что требуется для удачного ее завершения. Повсюду ласкающая глаз кириллица. К тому же, как уже сказано, Snowball не ошибся с озвучкой - она еще и носится в воздухе... Белые пятна перевода - переработанный сюжет с космическими алкоголиками-аистами, забросившими три расы на малопосещаемый-планетоид-см.-название по ошибке\пьяни (после локализации сюжет стал еще нелепее), нечитабельные названия юнитов (драбодук, шпитак, гарак-будук, кокодрил - список на десяти страницах прилагается), и странная привычка тараканоподобных антов выращивать и жрать натуральных опарышей, называя их при этом табаком. Впрочем, в английской версии в качестве одного из способов удовлетворения "потребностей" фигурировали "бордели", по сравнению с западными коллегами прогрессивность и моральная благонадежность наших локализаторов очевидна.

Вообще, есть завизированный список, за что именно "Затерянный мир" надо ругать.

Во-первых, ему уже год. У младенцев в год еще зубки не режутся и лобок не волосится, а вот игры за редким исключением перемещаются в утиль. Тот случай, чего уже греха таить.

Во-вторых, если "Война и мир" отталкивалась от Settlers 2, то к выходу "AN" уже и про третью часть все давно забыли. Необдуманно ведь...

...графика в S III куда проработанней (в-третьих), расы куда разномастней (в-четвертых), играть в S Ш не в пример интереснее (в-пятых)...

В n-ных, в отличие от "Войны и Миры", JooWood's (девелопер) не создавали игру для себя. Стандартны не только компоненты варева под названием "геймплей", стандартны идеи, стандартны приемы. Итог - стандартны ощущения от процесса. С одним весомым "НО!!!".

Теперь на русском.