Вы здесь: gamestart.ru » Обзоры игр » Авторская колонка - "От первого лица"

Авторская колонка - "От первого лица"

Чума

От первого лица

Тексты против текстур

Поскольку я физически неспособен писать о чем-либо кроме алкоголизма и игровой журналистики, нынешняя колонка сочетает в себе две эти темы с плавным выходом к виртуальному кровопролитию и джибзоорошению почвы, как это всегда у меня бывает. Никогда бы, кстати, не подумал, что можно зарабатывать деньги писанием про этот идиотизм - а ведь читают, и кому-то эта гадость даже нравится. Жизнь все-таки очень удивительная штука.

Ну так вот, был я тут давеча на неофициальном праздновании дня рождения нашего большого друга ВиВа (на котором этот урод почему-то отсутствовал), и там под водочку (алкоголизм!) мы с Брамином (Костей Ининым) обсуждали события игровой индустрии и удивительные тенденции, в последнее время в ней вырисовывающиеся (алкоголизм! Игровая журналистика!).

В частности, наше внимание привлекли две игры - MDK2 (статья вот-вот выйдет) и Vampire: The Masquerade - Redemption (скоро напишу), в который мы увлеченно рубимся. (Алкоголизм! Игровая журналистика! Кровища!). Основной мыслью, к которой мы пришли, держа стопочки в трясущихся ручонках, было следующее.

Если раньше хорошие игры делились, грубо говоря, на две категории - крутые геймплейно и крутые графически, то теперь все чаще появляются игры, крутые со всех сторон. Это пугает! Тяжкая дума омрачила наши с Брамином чела, и мы тут же пришли к логическому выводу - надо написать колонку на эту тему!

Кто же будет писать? Избив друг друга до полусмерти (троекратно, по русскому обычаю) для выяснения этого вопроса, мы пришли к выводу, что напишем оба. Мне выпало писать первому (это все потому, что я гораздо круче!), и вот я пишу! Читайте!  

Ин (ин) и Ян (М.) игровой индустрии

С чего начинались компьютерные игры? С текста! Текстовые квесты, текстовые RPG'и - все текстовое. Потом, с развитием компьютерной технологии вообще и графических технологий в частности, стали появляться игры с какими-то зачатками графики.

И все сказали - КРУТО! И пошла индустрия развиваться в направлении красочных взрывов и сочных вражеских тушек в полном 3D. И прошли годы - и вот она уже развилась, набрала финансовые обороты, исчисляющиеся миллиардами бакинских; геймера без 3D-ускорителя уже и за человека не считают, а в Буржуинии все сильно обеспокоены влиянием виртуального насилия на детскую психику (вот придурки).

Если провести исторический анализ развития этой самой игровой индустрии, то выяснится интересная штука - первые игры основывали свой геймплей на интерактивной версии развлекательной литературы, а последующий прогресс увел их в сторону интерактивного кино.

Выражаясь человеческим языком: тогда, давно, игры взывали к воображению игрока. Было написано: "перед тобой дворец невиданной красоты", и ты послушно представлял себе дворец невиданной красоты, и был он действительно таковым (потому что его не было видно).

Великая сила печатного слова заставляла нас безоговорочно верить в реальность описываемого. Чего там только не было! Какое, на хрен, 3D - без всяких акселераторов наше воображение как чума поражали места и события, по сравнению с которыми блекли даже самые графически продвинутые игрухи этих дней.

Красота игры определялась не процессором и не бюджетом игры. Было лишь два ресурса - писательский талант разработчиков и воображение игрока. Кто хочет понять, в чем прелесть текстовых игр, пусть прочтет любую хорошую книжку на приключенческую тему и прибавит к этому возможность побыть одним из ее героев.

Но направление коммерческого искусства - а гейм-дизайн уже давно превратился в коммерческое искусство - определяют вкусы толпы, а ее вкусы известны своей, мягко выражаясь, простотой. Почему телевизор и кино смотрят все, а вот про литературу этого не скажешь?

А потому, что можно сидеть с открытым ртом и тупо пялиться в телек; можно зачарованно и с так же открытым ртом смотреть блокбастеры, под завязку напичканные jawdropping (дословно - челюстеотвисающими) спецэффектами и снабженные коммерчески проверенным имбецильным сюжетом - как же, не дай бог кто напряжет мозги; а вот читать так не получится. Чтение требует умственного напряжения, а это, увы, за рамками возможностей большинства потребителей телевидения и кино.

Поэтому когда графической мощности компьютеров хватило на то, чтобы отобразить несколько десятков пикселей в форме фигурки, все сказали "Ы! Гляди! Человечек бегает!", и судьба гейм-дизайна была решена.

Чем больше была способна представить графическая сторона игры, тем меньше оставалось домысливать, тем Уже становился этот пресловутый простор для воображения. Что нарисовано - то есть, а остальное - не существует.

Игры разбавлялись сюжетом, но уже не на уровне литературы, а на уровне кино. Игры стремились дать игроку почувствовать себя героем кино - по мере сил окружали его таким же антуражем, теми же сюжетными ходами, теми же убогими законами...

Бесконечные просторы придуманных миров раз и навсегда были заключены в четкие геометрические рамки, все стало наглядным и оттого гораздо более скучным...

То есть нет! Нет! Я, как и ты, читатель, люблю хорошую графику, и меня тоже прут большие взрывы и красочные смерти. И графическое искусство - это тоже искусство, это классное искусство... но это только одно искусство. Почему оно стало настолько доминирующим?

Почему героям игр доступно лишь то, что доступно героям дурных фильмов - наглядные движения да с грехом пополам речь? Где движение мысли, где психология, где переживания? Как их выразить в 3D? Где оно, то слово, которое придало бы игре глубину, которую она потеряла десять лет назад?..

Но я верю, я вижу, я чувствую - в игры возвращается глубина слова. Достигнув того, что не всякое кино сравнится с ними по красочности, игры приостановили свое графическое развитие. Они уже номинально достигли почти всего, что предлагает нам жизнь в графическом плане. Поиск начался в других сферах.

Я считаю гейм-дизайн величайшим искусством, удивительным образом соединяющим в себе несколько других искусств. Литературная глубина не останется навсегда в прошлом, она возродится и заблещет с новой силой. И красота, постигаемая умом, будет гармонично сочетаться с красотой для глаз и ушей.

Я верю в это. А ты?