ОБЩИЕ СОВЕТЫ Задача: Как стать и играть воином (Fighter). Важнейшие способности воина - это Сила, Живучесть, Ловкость, Владение оружием и Парирование ударов. Силу и Владение оружием проще всего получить во время игры, поэтому дополнительные очки можно использовать в других областях. Тщательно изучите описания игры по сражениям и монстрам. С утра до ночи работайте на тренажере и постарайтесь получить в гильдии качественный меч. Сперва разберитесь с монстрами, не стесняйтесь сбегать, когда проигрываете, и убеждайтесь, что вы отдыхаете и заживляете раны между схватками. Имейте в виду, что схватки - главное для приращения ваших навыков. У вас будет возможность научиться "Climbing" (взбиранию). Упражняйтесь в этом при каждой возможности. Задача: Как стать и играть магом (Magic User). Требуется Ум, Ловкость и Магическое искусство. Прочтите руководство по своему персонажу о заклинаниях и интервью с Эразмом и Фенрусом. Есть пять новых заклинаний для обретения в этом мире. Поговорите с Др. Краниумом, цыганами, Бабой Ягой и Катариной о магии. Тщательно обследуйте Сады Эраны. Вы узнаете еще одно заклинание, когда заполучите столп Эраны и вернетесь к лесному народу. Катарина научит вас "Frost Bite" за воротами города в ночь после 3 Дня. Еще одно заклинание вы узнаете, читая заклинания в Саду Эраны. Как только вы войдете в дружбу с цыганами, они научат вас заклинанию "Aura" в своем таборе. Дайте что-то вкусненькое Бабе-Яге и вы узнаете еще одно заклинание. Задача: Как стать и играть вором (Magic User). Здесь важны Ловкость, Живучесть и Удача. Взбирание, Скрытность, Акробатика и Выуживание легко приобретаются практикой. Почитайте руководство к вору и приобретите необходимые инструменты в городке. В нем существует Воровская Гильдия, но ее надо найти. Задача: Как стать и играть паладином (Paladin). Вы можете стать паладином, только сделавшись им уже в предыдущих квестах и "импортировали" своего персонажа в эту игру. Паладин должен сверяться с прошлым, чтобы узнать, что делать в будущем. Посетите Столп городка и поговорите с призраком паладина Пиотира. Поговорите с Ольгой и Борисом и постарайтесь соединить их вместе. Не упускайте случая сделать кому-нибудь добро и во всем проявляйте благородство и милосердие. Задача: Как импортировать персонаж. Чтобы передать персонажей из другого квеста вы должны сыграть "So You Want to Be A Hero", "Trial by Fire", или "Wages of War" в конце и следовать указаниям к созданию персонажа на диске. Затем, когда запустите "Shadows of Darkness", выбирете "Import Character" в меню и следуйте его указаниям. Общие советы к схваткам. Боритесь с монстрами для усовершенствования своих навыков и с людьми, чтобы подзаработать. Сложите дополнительное снаряжение в своей комнате в гостинице, при лишнем весе вы боритесь гораздо хуже. Совершенствуйтесь при всякой возможности. Если хотите быстродействия выберите режим "Arcade Combat" и поставьте уровень, который желаете. Выбор более низкого уровня не штрафуется. Если предпочитаете использовать стратегии и искусство своего персонажа, выбирайте "Strategy Mode". Компьютер будет играть за вашего персонажа, используя стратегию, установленную вами. Разные монстры требуют разных стратегий. Советы воинам и паладинам. Лучшая тактика: 2/3 времени защищаться и 1/3 - атаковать. Ваши удары гораздо эффективнее, если вы передохнете пару секунд перед атакой и монстры заденут вас гораздо меньше, если вы защищаетесь. Постарайтесь подобраться поближе к заклинающим монстрам и поразить их быстрее, чем они успеют заклясть. Чтобы избежать действия заклинаний, используйте команды Jump и Duck. Советы магам. Тяжелого ущерба они не выносят, потому постарайтесь атаковать монстров на расстоянии своими заклинаниями, потом бегите и снова заклинайте. Calm бесполезно в рукопашной, но Dazzle очень полезно против монстров, которые вас видят. Магам следует искать альтернативы схваткам. Чем дольше вы держите кнопку на иконке заклинания, тем сильнее заклятие. Но будьте осторожны. Если вас заденут при произнесении заклинания, придется начинать сначала. Всегда держите свое оружие под "Zap", произносите его до того, как выступаете на бой. Как только вы убиваете монстра, действие "Zap" заканчивается. Советы ворам. Используйте акробатическую атаку, чтобы нанести серьезный вред, и потом ослабляйте монстра, бросая камни и кинжалы. Вы можете метать кинжалы и в ближнем бою, нажимая правую кнопку мыши в области управления. Не стойте смирно, давая монстру навалиться на вас, ваша защита недостаточна для этого. Специальные атаки. Увы, программисты взяли с меня слово не раскрывать секреты спецатак, но все в ваших руках - экспериментируйте с мышью и клавиатурой. В стратегическом режиме поставьте Агрессивность на Мах. Высокая установка на Спецатаках заставит вашего героя использовать их чаще. Но не перебарщивайте, а то ваш герой будет все время изготовлен к атаке и быстро устанет. НАЧАЛО ИГРЫ Как выбраться из пещеры костей? Вправо от Алтаря Костей находится фонарь. Поищите остатки скелетов, чтобы выбить искру и увидеть, где фонарь. Что мне нужно в сердце пещеры? Там есть несколько объектов, которые следует найти перед тем, как выйти снизу экрана. Если вы не воин, избегайте схватки, подбирая вещи и смываясь как можно быстрее. Как мне пройти шахтовую пещеру? Для воина и вора прохождение очень простое, воспользуйтесь веревкой. Магу нужно кое-что из сердца пещеры. Кликните этот пункт, прочтите заклинание, делающее вас невесомым и позвольте воздушным течениям перенести вас через пропасть. Сразу же отправляйтесь в Мордавию. МОРДАВИЯ Идите на запад, пока не дойдете до насыпи, поверните на север, пока дорога не будет преграждена, теперь на восток до новой преграды. Оттуда на севере виднеется город. Идите к его воротам. Они запираются после заката, вы можете попасть в город левитируя/взбираясь. Ночевать безопасно в вашем гостиничном номере или на площади на траве под столп. Чтобы получить комнату в гостинице, зайдите в нее и поговорите об этом с хозяином. Ваша дверь - первая сверху лестницы. Есть садитесь на правый стул правого стола, вас обслужат. В гостинице говорите со всеми, чтобы узнать, что делается в Мордавии. По ночам ходите под дверь хозяина гостиницы и узнаете, почему он и его жена так жестоки, в другие ночи можете встретить домового. Сны в этой гостинице будут специфическими. Паладин ночью должен посетить городскую площадь, где столп сведет его с другим паладином, от которого он узнает, что делать дальше. Магу следует посетить др. Краниума и поговорить с ним о магии. Посетите бургомистра, когда поймают цыгана (паладину - с мечом Пиотира). Помогая другим, вы можете заслужить его доверие и получить ключи от гильдии авантюристов. Сходите в магазин и купите: еду, чеснок, свечу, и сковороду, вору нужна сумка, паладину - метла. Чтобы помочь старику найти жену, пойдите ночью в лес и найдите привидение, а потом убедите его, что оно приведение. Тогда женщина вспомнит свое имя, вернется в город и расскажет о себе старику. Позже вернитесь на этот экран, чтобы посетить счастливую пару и получите шляпу старика. Поговорите с Ольгой и Борисом и передайте каждому, что услышали от другого. Вечером третьего дня ужинайте в гостинице и встретите гнома. Заметьте, куда он пойдет и навестите его несколько раз. Поговорите с ним о юморе (это ваш квест) и одолжите Rubber Chicken. От него вы узнаете о Бабе Яге. ГИЛЬДИИ Получив от бургомистра ключ, воин тренируется в гильдии. Научившись взбираться, поупражняйтесь с веревкой и крюком на потолке, вору это даст указание, как найти Воровскую гильдию. Возьмите там хороший меч. Вор должен поискать под столом другие указания, а потом решить головоломку с крючками от одежды, чтобы открыть секретный ход в Воровскую гильдию. Вор - ничто без своих инструментов, а вы потеряли свои по дороге в гильдию. Постарайтесь отомкнуть замки с помощью кредитной карточки. Поищите ловушки прежде, чем крушить сейфы и вскрывать столы. Для этого пробейтесь в заднюю комнату и посетите библиотеку. Простые ловушки обходятся просто, если знать как они работают, но для сложных потребуется Воровской набор (Марка 2). На большом сейфе в задней комнате не будет ручки. Поищите пониже, в ОЧЕНЬ скрытном месте. Нахождение комбинации напоминает "Похищенное письмо" По - она здесь, на самом видном месте. Чтобы открыть стол Главного Вора, потребуется отмычка и немного знаний о ловушках. Отмычку вы получите из главного сейфа. Книгу из этого стола прочтите очень внимательно; даже раздел "нонсенсов" содержит важные указания. Главный Вор прячется из-за болезни кожи. Поищите за бочками сзади. Секрет так сложен, что вы никогда не найдете решения сами. К счастью он НАСТОЛЬКО сложен, что Главный Вор записал его в своей книге. Прочитайте нонсенсы и подумайте о словах как цветах. Чтобы излечить Главного Вора, надо добраться до тайного фундамента монастыря. Некоторые указания вы найдете на складе и в холле др. Краниума. ДР. КРАНИУМ Звонить в дверь Краниума нужно точно так, как вы увидите и услышите. Чтобы раздобыть ключ от внутренней двери, нужно провести Antwerp-а через лабиринт. Если это вам не удастся, используйте ловушечный вариант. Для этого надо определить, чем питаются звери, изображенные на правой двери. Поэтому вводите все, что вы о них знаете, в Определитель животных. Когда вы узнаете, что они едят, придется определять, где это достать. К счастью, это знает любой авантюрист и вам нужно кликнуть этим в ловушку и вы словите здорового зверя. Когда у вас будет Antwerp, опустите уровень навыков и скорость на самый низ и входите в лабиринт ключа. Направьте Antwerp-а к ключу и дальше через боковую дверь. Для разгадки секрете замочной скважины, воспользуйтесь помощью на панели управления. Поговорите с доктором, помогите ему с ингредиентами и он даст вам полезных зелий, кроме того вы можете выторговать у него "Rehydration Solution" в обмен на что-нибудь интересное. МОНАСТЫРЬ Чтобы попасть в монастырь, вам нужен знак, найденный в пещерах. Только вор может обойтись без него, взобравшись по веревке на стену и разбив окно. Не забудьте подобрать то, что разбросано на шкафу. Чтобы миновать гексапода, сходите к Краниуму и по его Определителю узнайте, что едят гексаподы, а потом накормите зверя. Разбейте каминную подставку и обнаружатся ступени, ведущие к фундаменту. Проверьте шлем Амона Тилладо - это сильная вещь! Откройте стол, но будьте внимательны - он с секретом. Чтобы отомкнуть стол, воин должен применить силу, понести урон и излечиться противоядием, маг - использовать заклинание, вор - взять в гильдии инструменты. Почитайте дневник Безумного Монаха. Вор должен поискать волшебную статую, но не браться за нее голыми руками, а во что-нибудь завернуть. Паладину следует всерьез подумать, как избавиться от зла в этом месте. Может быть немного тепла и света, даже много тепла! В ЛЕСАХ К западу от города находится озеро и ворота крепости, на юге - насыпь и пещеры, на востоке - кладбище и цыганский табор, на юго-востоке - избушка Бабы Яги и Сад Эраны. С русалкой из озера будьте ласковы и щедры, спросите у нее о насыпи и блуждающих огоньках. Паладин должен освободить русалку. Подружитесь с ней, поговороите о ней с цыганами. Поройтесь в "death records", чтобы узнать ее настоящее имя. Добудьте метлу и немного русалкиных волос, раскопайте могилу ее лже-любовника и далее следуйте совету цыган. Магу следует посетить Сад Эраны, там можно фетчировать волшебный плод, который восстанавливает ману. Чтобы найти другие магические места, начните с Detect. Леший расскажет вам о королеве эльфов, встретьтесь с нею ночью на юге от садов. Лесной народ верит, что столп Эраны принадлежит им, подыграйте им в этом. Но раздобыть для них столп вы сможете только, освободив кого-то из крепости. В последней схватке начните с призывания столпа и произнесения всех защитных заклинаний. Готовьтесь к сложной магической дуэли и подлечитесь, если необходимо. Заклинания места будут эффективнее прямых атак. Куст лешего находится неподалеку от пещер и насыпи. Постарайтесь разбить каменный завал или заклясть его (если вы вор, то перебраться по веревке). Восстановите куст другим заклинанием. Возьмите куст в сад для пересаживания. Чтобы помочь цыгану лучше всего найти Игоря, поищите могилокопателя в наиболее очевидном месте. Чтобы освободить схваченного цыгана, вор ночью пробирается к бургомистру и разбивает окно. Только спася цыгана, вы попадете в табор - это просто кладезь финтов и указаний. Пересечение пальмы удачи серебряным will дает сведения о прошлом, настоящем и будущем. При случае не забудьте спросить о жертвоприношениях. В таборе можно получать важную информацию и позже в игре. НА КЛАДБИЩЕ От городских ворот следует идти на юг через две поляны, на восток снова к двум полянам и, наконец, на север. Позже в игре вы найдете проход в крепость через Боргов тайник. Игорь поможет вам попасть в тайник, когда вы окажете ему услугу. В тайнике подберите Боргов крест и подумайте об именах и цветах и хозяине креста. Только после этого вы получите ключ к секретному проходу, посмотрите за гробницей справа. Чтобы выйти оттуда пожмите руку Grim Reaper-у. БАБА ЯГА Заклинание для Бабы Яги узнается от лешего или цыган, дальше идите в дальнюю юго-восточную часть леса. Для черепа нужна шляпа от старика. Избушку, чтобы не убежала, надо прикормить куриным кормом, поищите его у городских ворот. Когда баба пошлет вас за ягодами, вырвите куст-убийцу на юге центральной части леса, для добычи ягод требуются специальные средства. Воин и вор должны приманкой совлечь куст со своего места, подкрасться и оборвать ягоды. Маг заклинанием срывает ягоды и другим подбирает их. Сковороду вы приобретаете в городском магазине, там же и флягу. Потом ступайте к пещерам и наберите там связующего. Костную муку можно сделать из костей, с западной стороны насыпи. Перемолоть их можно в избушке в ступе. Смешайте все составляющие. Для спечки кликните своей помесью на один из черепов. В разговоре с бабой упомяните о гноме, она не будет приветлива, но она вам поможет. Путь к сердцу Бабы Яги лежит через желудок, подойдет почти все мерзкое, но не ошибитесь, а то вылетите в трубу. Она может рассказать вам кое-что полезное о пещерах и магическом ритуале, который понадобится позже, маг узнает также новое заклинание. КРЕПОСТЬ Выйдя из секретного хода, зайдите в комнату направо, потом на север и вверх. Тайный ход находится за книжными шкафами. Снова вверх, налево и вверх, так вы попадете в Танину комнату. Для выхода пройдите через 5 комнат направо, пока снова не дойдете до книжных шкафов. Идите по центральному проходу и проваливайте. Завоюйте Танино доверие, дайте ей то, что она любила дома (про ТО вам скажет домовой). Поговорите с цыганами о жертвоприношениях, без этого Таня с вами не пойдет. Для освобождения из темницы пользуйтесь обычными средствами своего персонажа. Для побега обследуйте железную деву. Не убивайте Катарину, пока рядом Ад-Авис, он в ней нуждается. Разбудите ее поцелуем или разговором, она этому не обрадуется, но вы останетесь живы. ОБРЯДЫ ЧЕРНЫХ ПЕЩЕР Чтобы узнать обряд сердца паладин, вор и воин должны победить могучего Духа. Его обиталище 3 экранами южнее городских ворот, 2 восточнее и 3 южнее. Для победы нужна протекция цыган и большие навыки. Маг должен добыть лесному народу столп. Обряд крови описан подвале монастыря. У вас нет Мадейры, дружище, так что попробуйте Амонтильядо. Обряд дыхания знает ваша любимая карга. Непременно захватите то, что она жевала, когда вы пришли. Обряд чувства скрыт в насыпи. Все дороги ведут к могиле Безумного Монаха. Если вы воин/паладин, убедитесь, что вы в лучшей форме перед тем, как браться за это, вам потребуется грубая сила. Вор может попробовать акробатику. У мага есть для этого специальное заклинание, но ему лучше держаться подальше от Рыщущих Рук. Когда это сделано, вам предстанет парочка гадких пижонов, которые постараются отогнать вас от могилы. Одолев их, используйте знак из Черной пещеры, чтобы отпереть могилу. Произнесите правильный порядок отправления обрядов - рта, кости, крови, дыхания, чувства, сердца и сущности. Идите на север от насыпи. Обряд кости скрыт под Скользким камнем в Черной пещере. Это вам скажут цыгане. Но сперва вам понадобится блуждающий огонек с насыпи. Приманите его и воспользуйтесь флягой. Выпустите огонек на Скользкий камень. Откроется тайная надпись. Коснитесь своим знаком камня и произнесите имя Первого Черного (Его вы найдете в дневнике Безумного Монаха или в таборе цыган, во время окончательного Прочтения Судьбы). Обряд рта знает Катарина, вы узнаете его, покидая Черную пещеру в начале игры. Обряд сущности вы узнаете внутри пещеры. Он в книге охраняемой бывшим Борговым Мордавии, хотя он уже перестал быть самим собой. Воин/паладин спускается по веревке и выбрасывает Боргова из могилы. Магу лучше как-нибудь заклясть того, прежде чем спускаться. Катарина расскажет вам о назначении обрядов. Она хочет напустить Тьму на мир и для этого призвать Первого Черного. Кроме того, что вас убьют, если вы не разузнаете обряды, ваша цель заключается в исполнении их всех для возрождения духа Волшебной Эраны и устранении Первого Черного навсегда. КРОВЬ, ДЫХАНИЕ И ЧУВСТВО Алтарь - это большая ваза справа. Доберитесь до него и исполните обряд крови. Убийственная кровь польется в пещеру, постарайтесь уцелеть! Воин взбирается на шкаф над алтарем и сбрасывает камень, чтобы преградить потоку путь, маг замораживает поток, вор - акробатические прыжки. В обряде дыхания алтарь - это статуя со множеством щупалец. Сохранитесь, вы вылетаете, если будете дуть не в том порядке: сначала на правое щупальце, потом на левое и на центральное щупальце средней группы. Наконец - большое черное щупальце вверху. Тут задуют ветры. Уцепитесь за усик справа и прыгайте на землю (воин). Маг ждет перерыва между вдохами, заклинает ветер с помощью Calm, затем открывает створку Open. Вору нужна страничка из книжки мима, чтобы взобраться на невидимую стену, а потом бежать. Чтобы успеть убежать, надо находиться на стороне экрана, ближайшей к выходу. В пещере чувства все ваши чувства откажут. Постарайтесь двигаться влево и наткнетесь на нечто, что вернет вам осязание. Так проще будет идти по дорожке, не падая. Кликайте в разных местах "hand", пока к вам не вернется обоняние. Теперь направо и появится слух, а потом и зрение. Оказывается вы перемещались по гигантскому носу. Осмотритесь с помощью Eye. Обретя все чувства, идите к алтарю справа и исполните обряд. Пещера наполнится бурлящей жизнью. Воин и вор начинают играть Тарзана - набрасывают свое лассо на нечто подковообразное (это выход в ухо) и спускаются на носовую платформу, пробегает через дендритный клубок и сматывается. Вы наверняка понесете ущерб, но вы же модный, крутой fighter! (вору этот клубок лучше перепрыгнуть, набросив колючку на петлю у основания алтаря). Маг призывает столп Эраны и произносит Resistance. Постарайтесь задержать "zaps" и избежать их. Можно временно закоротить дендриты с помощью Lightning Ball. Если утратили ману, призовите столп. ОСТАЛЬНЫЕ ПЕЩЕРЫ Ужасный жрец - крутейший монстр в игре. Воину/паладину для победы надо подобраться поближе. Продолжайте подбираться, когда на вас попадет яд. В достаточной близости орудуйте мечом. Магу и вору в схватку лучше не вступать, а заклинать и сворачиваться. В пещере костей зажгите фонарь и поставьте его на алтарь. Попробуйте обряд на алтаре, затем примените свой знак к песку и снова приступите к обряду. Вор должен применить акробатику, пока не будет слишком поздно. Воин - атаковать костяную клетку. Маг должен сделать кости ветхими, меняя температуру, а потом легко разрушить их. Не забудьте свой фонарь. Когда исполнены первые обряды в пещере сердца кликните Heart Ritual на алтаре, на потолке откроется новый проход. Подлечитесь, готовясь к последней схватке и взбирайтесь/левитируйте. ПОСЛЕДНЯЯ СХВАТКА Итак, только вы и Ад-Авис, который уверен, что блокирует все ваши заклинания. Призовите столп Эраны для произнесения защитных заклинаний. Произнесите Ultimate Joke. Маг: Пока Ад-Авис беззащитен, толкните его Force Bolt-ом. Это его не повредит, но Первый Черный сделает все остальное. Вор, воин и паладин: В ваших руках столп Эраны превратится в нечто более существенное. После Ultimate Joke эффектно кончайте Ад-Ависа. Кликните столпом в кристалл, чтобы освободить дух Эраны. Сергей Кошкин.